CEO НА СЛУЖБЕ ГОСУДАРСТВА
Вадим Мосийчук, глава Государственного агентства резерва Украины о том, как непросто превратить тучную государственную корову в стройную бизнес-газель
«У нас в государстве как происходит? Взял материальные ценности, обанкротил компанию - и пропал», – в этих словах В. Мосийчука и предыстория агентства, и его сегодняшние проблемы. В наследство новому руководству досталась не только государственная структура с клеймом закрытой и коррупционной, но и работа по судебным искам на 3 млрд. грн.
Назначенный экс-главой Минэкономразвития Айварасом Абромавичусом в 2015 г., В. Мосийчук считает практику нахождения под этим ведомством в нынешних реалиях неэффективной и просит переподчинить Госрезерв напрямую правительству.
Говоря образно, для нового аппарата МЭРТ В. Мосийчук - падчерица, а для главы Госрезерва проверки, скандалы, затянутые в забюрократизированный аппарат - это «палки в колесах», из-за которых Евродиректива в Украине может не выжить.
«Мы, как новая команда Госрезерва,
можем гарантировать,
что у нас нет сейчас по топливу убытков».
Последние десять лет В. Мосийчук работал на руководящих должностях в иностранных структурах, однако положение дел в Госрезерве заставило его в первый же рабочий день принимать холодный душ.
С того времени агентство претерпело серьезные кадровые изменения, но сегодня в общем удалось перевести управление на корпоративные стандарты бизнеса. Проводятся публичные конкурсы на должности, внедряются в жизнь технические решения, многократно ускорен документооборот, внедрен механизм согласительных советов - прообраз будущих наблюдательных советов.
Позади подготовка юридических инициатив, организационная работа по предприятиям, налаживание эффективной IT-инфра-структуры и подготовка к внедрению Украиной Евродирективы по созданию минимальных запасов нефти и нефтепродуктов.
Систему мотивации в самом агентстве также удалось приблизить к европейским стандартам: это и долгосрочные контакты с руководителями, и несколько уровней мотивации и, чем действительно гордится глава агентства - удалось внедрить внутреннюю мотивацию. В перспективах 2017 г. есть цель заработать сумму порядка 100 млн грн и отказаться от бюджетного финансирования.
TerminaL разговаривает с В. Мосийчуком после одного из таких согласительных советов на комбинате «Рекорд» в Житомире. Руководители организаций структуры Госрезерва в строгом формате отчитываются по ключевым показателям эффективности, планируют их на 2017 г., обсуждают амбициозные цели.
Глава Госрезерва мотивирует их поднять планку еще выше, удивляет способностью видеть в проблемах перспективы, а в частных возможностях– преимущества для всех. Собрание заканчивается, руководители комбинатов вскоре вернутся в регионы. Уходя, они не просят благодарности, не ждут похвалы, но им так важно, чтобы все знали что-то меняется в Госрезерве, все их усилия не напрасны.
В интервью TerminaL В. Мосийчук делится тем, как удалось внедрить действенную систему управления и мотивации, сделав Госрезерв донором государственного бюджета; говорит об имплементации Евродрективы 2009/119/ЕС по созданию стратегического запаса нефти и нефтепродуктов, а также о том, почему 2017 г. пройдет для агентства под знаменем «Трансформации, модернизации и консолидации».
- Вадим Адамович, столько проделанной работы, есть уже и довольно важные результаты, однако внимание правоохранительных органов и МЭРТ к Госрезерву не ослабевает. С чем это связано?
- В настоящее время закончилась уже восьмая с начала 2016 г. проверка, инициированная Министерством экономического развития и торговли. Ее результат - нарушений ни по одному из 15 пунктов проверки не обнаружено. Однако внимание к деятельности агентства я рассматриваю как нежелание отдельных людей в министерстве поддержать инициативы и начинания, которые мы внедряем в жизнь, и очередное вставление «палок в колеса».
- По Вашему мнению, чем же это все обусловлено?
- Я практически всю жизнь работал на руководящих должностях, последние десять лет - в иностранных структурах. Исповедуя европейский принцип корпоративного управления, я фактически не имел дела с государственной машиной. Сейчас, столкнувшись с работой государственного аппарата, понял, что большая часть людей в государственных структурах не имеют понятия о том, что такое нормальные стандарты корпоративного управления, взаимодействия, коммуникации и прочее. Поэтому первая сложность у нас на уровне мировоззрения.
- Ранее Вы говорили о желании перевести управление в Госрезерве на так называемые корпоративные стандарты, эффективно используемые в бизнесе. Насколько Вам удалось это осуществить?
- Скажем честно, по большей части мы это уже осуществили. Наши первые шаги в 2015 г. заключались в том, что мы значительно увеличили скорость документооборота, сократив сроки по важным документам с бюрократических 30 дней на ответы до одного-двух дней; по не приоритетным - до трех-пяти. Во-вторых, наладили общение с помощью электронных средств. Третьей проблемой была работа с электронным документооборотом. После проведения полноценного IT-ауди-та задача на этот год – внедрение лучших ІТ-решений; установка необходимого программного обеспечения, серверного оборудования и прочего «железа»; переход от бумажных носителей в электронный формат, насколько это позволяют нормы украинского законодательства.
«В 2015-м запланированная сумма
доходов составляла порядка 38 млн грн,
в нынешнем году мы постараемся утроить этот результат».
Если выйти за уровень центрального аппарата: внедрен механизм, который существует в других корпорациях или финансово-промышленных группах, – согласительные советы [на комбинатах] – прообраз будущих наблюдательных советов. Руководители отчитываются ежеквартально о результатах проделанного за прошедший период, о планах на будущее, с четко поставленными KPIs [ключевыми показателями эффективности] согласно утвержденному формату. Кроме того, мы кардинально пересмотрели систему коммуникаций, которая сегодня стоит на принципах открытости, прозрачности и противодействия коррупции
- В чем для Вас принципиальное отличие между тем, чтобы руководить государственной структурой и частной компанией?
- В корпоративной структуре топ-менеджер точно знает, чего хотят акционеры Они выставляют KPIs, наблюдательный совет их контролирует. Есть четкий контракт, сроки, внутренняя и финансовая мотивация. А на государственном предприятии не до конца понятно, чего хочет акционер в лице государства; не создан орган наблюдательного совета [несмотря на наличие согласительных советов на комбинатах, для широкой структуры такого органа нет]; отсутствуют контракты, финансовая или любая другая мотивация
- Какая сейчас система мотивации в Госрезерве?
- В самом Госрезерве мотивация работает в приближении к европейским стандартам: у руководителей есть контракты с определенными сроками (на три-пять лет), KPIs; ежеквартальные отчеты. Есть квартальная мотивация, есть годовая, на государственных предприятиях дополнительно существует третий уровень - это мотивация, которая обеспечивается процентом от прибыли за год. Но она пока не работает. Самое главное - мы смогли за последний год внедрить внутреннюю мотивацию, когда мы [центральный аппарат] не являемся надзорным органом, который контролирует каждую копеечку или, не дай бог, позволяет какие-то коррупционные действия, а дает возможность руководителю в полной мере окунуться в свое предприятие и сфокусироваться на выполнении поставленных задач.
- А если говорить непосредственно о результатах этой работы, то каковы показатели предприятий за прошлый год?
- В 2016 г., по сравнению с предыдущим, совокупно все организации системы Госрезерва увеличили доходы на 54%. Предприятия в системе, которые находятся не на бюджетном финансировании, удвоили свою прибыль. Мы считаем, что в нынешнем году все государственные организации, которые будут поэтапно трансформированы в государственные предприятия, смогут заработать сумму, приближенную к 100 млн грн. К середине 2015 г., когда мы только пришли, запланированная сумма составляла порядка 38 млн грн, то есть за 2,5 года мы постараемся утроить этот результат. По расходной статье мы существенно повысили энергетическую эффективность: практически на всех комбинатах отказались от использования газа, урезали административные и другие статьи расходов, сократили численность штата примерно на 30% по стране. И это позволяет нам дельту, которая остается между доходами и расходами, полностью направить на модернизацию комбинатов, техническое переоснащение и прочие вещи.
- А в нефтянке по какому принципу вкладываете деньги? Прежде всего в то, что докажет свою эффективность сразу?
- С одной стороны - да, потому что накопилось много критических позиций, которые необходимо обновлять. С другой -приоритетом также остается техническое переоснащение нефтекомбинатов под нужды и в рамках проектов стратегических запасов нефти и нефтепродуктов. Я планирую, что мы все-таки примем закон и сможем запустить механизм накопления уже в следующем году. Но здесь наших собственных ресурсов не хватит. Мы рассчитываем, что в рамках запуска Евродирективы в 2017-2018 гг. наши европейские партнеры подтянутся и смогут нас профинансировать: или грантами, или какими-то кредитными линиями.
- Поговорим о более прозаичных и проблемных вопросах. Как сейчас обстоят дела с тендерами Госрезерва по закупке топлива?
- В прошлом году Госрезерв не смог закупить ни одной тонны топлива. Если не ошибаюсь, у нас было более десяти попыток закупить топливо на тендерах - как по процедуре до ProZorro, так и непосредственно че-рез нее. В силу разных причин реализовать эти попытки не удалось. С чем это связно? С нежеланием участников рынка работать по процедурам закупки за государственные деньги открыто, прозрачно, друг друга не «сбивая» (как перед проведением тендера, так и после).
- А что это за история с закупкой некондиционного дизельного топлива на 250 млн грн?
- В конце 2015-го мы инициировали закупку 18 тыс. т топлива. Как бывший финансист, я отслеживаю динамику цен и понимаю, что январско-февральские цены - это самые низкие цены, так называемое «дно». Поэтому были открыты процедуры как раз по закупке на «дне».
Когда процедура была проведена, мы получили цену от одной из компаний, в частности, от «ОККО-Бизнес-Контракт» - около 15 150 грн/т. Тогда как другие участники предлагали цену за 17-17,5 и выше. Но, очевидно, против сработали некоторые факторы, вмешались отдельные представители, которым такой ход событий был невыгоден. Против Госрезерва была развернута масштабная информационная кампания с целью давления. В итоге эта процедура была аннулирована по решению Антимонопольного комитета Украины
Что мы получили в итоге? Если в прошлом году мы могли бы закупить топливо по цене 15 150 грн/т (зимнее), то сейчас приходится закупать по цене не ниже 23-25. Вопрос о том, что Госрезерв в настоящее время фактически вынужден переплачивать по сравнению с ценой прошлого года сумму более 170 млн грн, почему-то никто не поднимает.
- Вам сложно работать с сегодняшними игроками рынка?
- Сложновато, мягко скажем. Видите ли, есть компания, которая не закладывала нам топливо, с которой мы судимся; есть компания, которая хочет специально выиграть тендер по дисконтной цене, надеясь потом на пересмотр; есть компании, которые идут через Антимонопольный комитет Украины... Но мне кажется, мы этот занавес непонимания «пробили». Последний тендер, который у нас прошел по закладке дизельного топлива «Арктик», легально и официально выиграла компания SOCAR. После подписания всех договоров она в течение недели обеспечила поставку качественного топлива. И это говорит о том, что с Госрезервом все-таки можно работать открыто, прозрачно.
- Как сегодня агентство следит за качеством топлива, за обновлением этих закладок?
- Очень хороший вопрос, если в нем разобраться. Мы хотим кардинально поменять подход в рамках Евродирективы по управлению запасами нефтепродуктов. Раньше Госрезерв закупал топливо с требованиями определенных государственных стандартов, написанных кем-то под кого-то, где гарантия была пять лет. На пять лет Госрезерв заложил [топливо] в резервуар, кто-то где-то отчитался, но, когда топливо начали отгружать на АТО в 2014-2015 гг., эти вопросы всплыли. И оказалось, что не все топливо качественное, где-то - смешанное. Мы хотим внедрить европейский подход, когда закупается топливо изначально качественное, со сроком хранения не менее года, а производитель или поставщик может (пока «может», а в дальнейшем и должен будет) дать большую реальную гарантию И после приемки и некоррупционной оценки качества и количества этого топлива вся ответственность за него ложится на предприятие-хранитель. Грубо говоря, на нефтебазу или в нашем случае - в будущем на ГП или ПАО «Нефтерезерв». Это предприятие совместно со специалистами нашего института должно будет не реже чем раз в полгода контролировать качественные показатели топлива. В случае ухудшения одного или нескольких, по четко классифицированной методике, которую мы также собираемся внедрить вместе с нашими экспертами, это топливо подлежит обновлению: либо через механизм реализации с последующей закладкой, либо через механизм автоматического оборота Это то, что мы уже внедрили на наших государственных предприятиях аграрного сектора. Когда мы сделали рыночный тариф по нашим предприятиям, обязали их хранить зерно без всякой «усушки-утруски», обеспечить обновление - за полтора года ни одно зернышко не было списано.
- Какую гарантию сегодня могут дать поставщики топлива для Госрезерва?
- Ситуация складывается так, что те, кто поставляет топливо Госрезерву, – это трейдеры, которые везут топливо из Беларуси, Литвы, Польши, Израиля, Греции, Азербайджана. Получается, что топливо, которое производится там (я сейчас говорю не о Госрезерве, а в целом), по некоторым показателям отличается от топлива, которое продается здесь. Это, с одной стороны, объективная реальность, с другой - тормозящий фактор для закладки качественного топлива. Простой пример: когда мы общались с представителями завода ORLEN Lietuva, то выяснилось, что они могли дать гарантию на топливо в течение трех лет, но она распространялась только на территории их стран. Пересекая границу Украины, гарантия переходит в разряд одного года.
- А если бы мы хранили топливо на территории этих стран, то это сохранило бы для нас гарантию?
- Да. Вообще это отдельный пласт работ, потому что в рамках Евродирективы мы собираемся рассмотреть возможность так называемого «обмена запасами», когда европейцы могут частично хранить запасы у нас, а мы – у них. Какую цель мы преследуем? Создать конкуренцию на внутреннем украинском рынке по поставкам топлива на долгосрочное хранение для Госрезерва и новой структуры по стратегическим запасам нефти и нефтепродуктов. С этой целью мы должны привлечь к нам такие ведущие мировые компании, как British Petroleum, Statoil, финскую нефтяную компанию… Первичные разговоры в неформальном виде мы уже с ними проводили, и они выразили заинтересованность. Могу вам сказать, что как только мы сможем привлечь такие структуры, то сразу же снимем вопрос о поставках качественного топлива и о возможности его обновления автоматически.
- Мы не упустили того момента, когда можно было создать относительно дешевый запас нефти?
- Мы его сейчас упускаем. Ощущаю по рынку, что лучшие моменты по закупке уже идут. Что мы сейчас имеем? Цена нефти сорта Brent подскочила с $43/барр. за год, в течение которого мы ведем разговор о Евродирективе, до $56. На рынке считается, что цена топлива может быть поднята даже до $70/барр. Параллельно мы имеем ситуацию с девальвацией гривни, с введением нового акциза. Чем меньше у нас будет срок на накопление, тем больше надо будет денежных средств на это в год. Время, как ни жаль, играет не на стороне Украины…
- Какие модели финансирования для формирования стратегического запаса нефти и нефтепродуктов у вас сейчас рассматриваются?
- Мы считаем, что наиболее жизнеспособная в Украине модель – основанная на участии международных финансовых институтов, когда дается сразу «энная» сумма средств, постоянно лонгируемых, так называемая долгосрочная кредитная линия. Но проценты по ней выплачиваются также либо за счет отдельной доли налогов в стране, либо платятся участниками (трейдерами), которые включены в эту систему в обязательном порядке.Понимание того, что запасы нефти и нефтепродуктов в стране должны быть, есть у всех. Мы говорим на самом деле об очень больших объемах. По минимальным подсчетам, минимум 2 млн т нефтяного эквивалента должно быть накоплено до конца 2022 г. Хранение таких запасов даст толчок для постройки или модернизации нефтебаз, что таким образом будет стимулировать дальнейший экономический рост. Сам оборот также позволит смягчить
колебания на рынке. А что мы с вами сейчас имеем в условиях АТО? Российская Федерация ограничивает, Беларусь временами ограничивает..
- Вы уже получили от европейских партнеров какие-то финансы?
- В рамках помощи по внедрению Энергетической стратегии со стороны Европы по трем программам Украине было выделено 45 млн евро. Одна из них включает стратегический запас нефти и нефтепродуктов. Первый транш пришел в конце 2015 г. Это, как известно, 5 млн евро. Но, к сожалению, они до сих пор лежат на счетах казначейства и Министерства финансов Украины
- Каким мы увидим Госрезерв к концу 2017 г.?
- В соответствии с планами, которые мы декларировали и утверждали в 2015 г., 2017-й является заключительным годом по реформированию системы Госрезерва.На «переходном» этапе, в 2015-м, мы подготовили все необходимые юридические инициативы, в 2016-м - завершили большую часть организационной работы по предприятиямВ числе приоритетных задач, которые мы определяем на текущий год - налаживание эффективной IT-инфраструктуры и подготовка к внедрению Украиной Евро-директивы. Эта работа будет проводиться совместно с экспертами Энергетического сообщества, а также с экспертами, которых определил Европейский Союз - компанией KANTOR.Этот год мы назвали «Годом трансформации, модернизации и консолидации»: собираемся трансформировать наши государственные организации в государственные предприятия, отказавшись от бюджетного финансирования их деятельности; намерены усилить свои преобразования в контексте энергозатрат и обновления по максимуму основных фондов за счет собственных средств, денежных грантов или кредитов; также планируем начать работу по консолидации нефтебаз и созданию в Украине единственного крупного государственного предприятия - «Нефтерезерв», которое будет серьезнейшим столпом при внедрении Евродирективы.
- Какие предполагаются основные источники дохода Госрезерва в текущем году?
- Государственный бюджет нам выделяет 72 млн грн на всю систему: на зарплату и коммунальные услуги. Остальное - наши внутренние ресурсы: от реализации мате-риальных ценностей в рамках плана обновления, претензионная работа, по которой мы ожидаем в этом году получить не менее 400 млн грн; от реализации материальных ценностей мобилизационного резерва
- Сколько составляют долги предприятий перед Госрезервом и в каком состоянии сейчас находятся судебные разбирательства по ним?
- Задолженность нефтебаз перед Госрезервом выражена решением суда только в количестве, не в денежном эквиваленте. Комбинат «Эстафета», к примеру, должен вернуть приблизительно 12 т дизеля, 686 т бензина; комбинат «Зирка» - более 700 т дизельного топлива и еще приблизительно около 1 000 т бензина.
- А «Нефтегаз Украины»?
- Долг «Нефтегаза» перед Госрезервом составляет 369,5 млн грн, по решениям суда (по ценам 2004 г.).
- А они не хотят отдать?
- Хотят. И отдадут.
- Когда?
- В этом году.
- То есть в 2017-м Вы можете быть спокойны насчет финансирования?
- Спокойным - нет, но деньги мы все-таки получим.
- Вам непросто работалось в 2016 г. и, если смотреть на планы, не легче будет и в 2017-м. Что Вас мотивирует оставаться на должности?
- Дело не в желании остаться на должности, а в желании изменить систему. А еще то, что я чувствую уверенность в своих силах и вижу реальные возможности, чтобы это сделать.
- Декларации чиновников уже ни для кого не секрет. На Вашем примере: что двигает человеком с несколькими сотнями тысяч долларов на счетах работать за 10 тыс. грн, с «палками в колесах»? Это волонтерство?
- Я бы не назвал это волонтерством У всех моих бывших работодателей-иностранцев я проходил психологический тест. Они знают, что я целеустремлен, полностью сосредоточен и четко работаю на быстрый результат. Меня больше ничего не интересует. Сюда я пришел с четко обозначенными сроками получения эффекта от моей работы и сразу сказал, что получу результат за три года. За этот период можно любому СЕО, а я себя позиционирую как СЕО, а не как политика, выполнить свои задачи. Выполню эту - пойду дальше. А до этого времени сказать «мне не дали», «тяжело» – это не мой стиль.
- Спасибо за беседу!
Интервью • ПОЛИНА ОПУХЛА